Поговорим об иконописи

Икона — главная святыня православной церкви. Она представляет собой произведение искусства очень сложное по своей внешней и внутренней организации.

Стремление сделать Благую весть более понятной человеку постепенно превратило икону в картину с религиозным сюжетом. Икона становится окном в невидимый мир. Русская икона была связана как с жизнью всей страны, так и с жизнью отдельного человека, её история неотделима от истории православия и русской культуры.

По преданию, первая икона появилась в Сирии, и была освящена самим Иисусом Христом. Благочестивый Царь Авгарь послал придворного живописца, чтобы запечатлел образ Спасителя рода человеческого, но тому никак это не удавалось. Тогда Христос умыл лицо, отёр его полотенцем, на котором чудесным образом запечатлелся Его лик, и вручил полотенце художнику вместе с письмом для царя. Такие образы в иконографии в древней Руси носили название “Спас Нерукотворный”. Иконы “Спаса Нерукотворного” помещались в Храмах, на главных вратах города. Спас изображался и на русских боевых знамёнах.

Образ Богородицы был одним из самых распространённых в средневековом искусстве всех европейских стран. На Руси Богородица почиталась как покровительница и защитница Родной земли. Летописи донесли до наших дней славную историю об иконе новгородской Софии — иконе Богоматери «Знамение», которая защитила новгородцев, предупредив во сне князя о нападении суздальцев, и суздальцы потерпели поражение.

Особая история связана с иконой «Умиление». По преданию она была написана Евангелистом Лукой на доске стола, который стоял в доме Иосифа в Назарете, и за которым едал сам Христос. Лука подарил икону Марии, и, принимая её, она сказала: «Благодать рождшагося от Меня и Моя с сею иконою будет». Так Богородица вдохнула чудодейственную силу в своё изображение.

Именно этой иконе было суждено стать одной из главных святынь Руси. Первоначально она находилась в Иерусалиме, затем в -450 г. перенесена в Константинополь, а в XII в. она попала в Киев к Юрию Долгорукому, далее — к его сыну Андрею Боголюбскому, который перевез её на родную Владимиро-Суздальскую землю. Во время переезда на пути совершались чудеса исцеления. Во Владимире был выстроен величественный Успенский собор, куда князь Андрей и поместил список с чудотворной иконы в том виде, как она явилась спящему князю Андрею, именуемый с тех пор Владимирской иконою.

Так как икона имеет культовое значение, то и мастер-иконописец должен был обладать особыми моральными качествами, святостью, и начинать работу над иконой с усердной многодневной молитвы.

Среди таких мастеров, в первую очередь, называют преподобного Андрея Рублёва. По молитвам отца своего духовного Сергия Радонежского преподобный Андрей преуспел в деле иконописания лучше учителей своих и всех прочих русских живописцев.

Андрей Рублев создал одно из лучших творений мировой живописи XV в. — икону Святой Троицы.

С этого времени на Руси начинается и строительство храмов, посвященных великой идее таинства любви во Святой Троице- «Троица» символизирует триединую сущность Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Благодатная сила русской иконы именно в том, что она соответствует той духовной высоте, которую передает монах — иконописец-посредник, смиренный проводник воли Божией. «Уста откровения» — так назвал икону современный иконописец, настоятель Мирожского монастыря архимандрит Зенон. Икона обладает необыкновенной гармонией.

Выставка “Русская икона”, экспонируемая в “Радуге”, состоит из художественных репродукций произведений религиозной живописи, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее.

Возможно посетителям откроется что-то новое, что явится тем самым проводником в мир духовного, возвышенного состояния, приносящего радость каждому, кто его коснулся.