Леонардо да Винчи как символ эпохи Возрождения

Имя Леонардо да Винчи известно всем. Этот человек является ярчайшим представителем и Символом эпохи Возрождения. Уже в свое время он был известен во многих странах благодаря своим инженерным изобретениям. Но как нарастает его популярность в настоящее время!

Этот гений, пришедший на Землю много веков назад, открывает нам свои накопленные знания, которые были сокрыты от многих, зашифрованы, так как то, что он познал и открыл, на тот момент считалось ересью. Человечество на том уровне эволюционного развития ещё не было готово принять его исследования.

Леонардо Да Винчи — незаконно-рожденный сын потомственного тосканского нотариуса Пьеро Да Винчи  родился 15 апреля 1452 г. в селении близ г.Винчи, расположенного неподалеку от Флоренции. При той любви, которую к нему испытывали мать и мачеха, его образованием достойно никто не занимался — оно закончилось, как только он научился считать. Он рос самоучкой. Его образование заключалось в том, чтобы познать: всё увидеть, услышать, потрогать и соорудить собственными руками.

В 1470 г. отец отдал его учеником к художнику Вероккьо, так как из-за своего происхождения Леонардо не мог заниматься более уважаемым делом, чем живопись. Его логически безупречный и не знающий преград условностей и догм ум проявлялся во всем, на что он обращал своё внимание.

Леонардо да Винчи — великий Левша, человек, который вместил в себя целую вселенную: художник, скульптор, архитектор, строитель, дизайнер, прозаик, поэт, музыкант, философ, баснописец, искусствовед, учёный-естествоиспытатель, анатом, ботаник, зоолог, оптик, изобретатель, гидравлик, вело- и авиаконструктор, филолог, лингвист, сценограф, геолог, палеонтолог, гидролог, пиротехник, химик, математик, геометр, физик, астроном…

И словно слышится рядом его насмешливый голос: «А я ещё знаю способ оставаться под водой столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародываю и не оглашаю из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств на дне морей,…, если я учил другим способам, то это потому, что они менее опасны…» (Избранное «Военные изобретения», 451).

Здесь же зашифрована информация о танке, будильнике, о вертолете и способе обработки жемчуга, велосипеде и низкочастотном музыкальном инструменте, первые догадки о волновой теории света и «стекла для глаз, чтобы увидеть луну большой» и так далее.

В трудах «Вода и жизнь Земли» он описывает водоворот в природе и перемещение земельных пластов, указывая на то, что существует сила, проявляющая в виде стихий законы эволюционного развития, которые не подвластны человеку.

Человечество потихоньку осваивает это наследство, каждый раз поражаясь гениальной прозорливости Леонардо. Но самое любимое его детище — его «птица» для нас пока недостижимо. В произведении «О летании» он пишет: «Птица — действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти со всеми движениями его, но не столькими же возможностями; но имеет перевес она только в отношении возможности поддерживать равновесие. Потому скажем, что этому построенному человеком инструменту не хватает лишь души птицы, которая должна быть скопирована с души человека». А может и вправду дело лишь в приземленности наших душ?

Сам Леонардо прекрасно осознавал силу дарованного ему гения, при этом трудился очень много. Он открывался тем, кто того достоин: «Скорее лишиться движения, чем устать!!…»

Окружающих он никогда не подавлял превосходством ума и охотно делился опытом и знаниями, будучи по натуре щедрым и великодушным, терпим к недостаткам других, умел прощать обиды, хотя порою и страдал от них. Как к чародею и волшебнику тянулись к нему люди, пораженные и восхищенные величием и красотой его духа. Он и сам был поистине красив — статен, высок ростом; лицо с правильными чертами обрамляла вьющаяся русая борода. Одевался щегольски, многие подражали покрою его платьев, манере говорить. От природы Леонардо был наделен богатырской силой и без труда гнул подковы и железные прутья. Ему не было равных в фехтовании, а как наездник он мог усмирить любого скакуна.

И все же он был одинок. У него не было ни семьи, ни наследников. И ни одно женское имя не стоит в истории рядом с его именем, кроме тех, чьей красотой и обаянием он был восхищен. Лукреция Кривелли, Чечилия Галлерани, Джиневра Бенчи и, конечно, Мона Лиза Джоконда, окутанные, словно радостью и нежностью любящих глаз, «дымчатой светотенью» Леонардо, его знаменитым «сфумато»  нежным полусветом с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы воздушной. Спокойная улыбка Джоконды, материнская улыбка человека, осознавшего себя, ограждена силой чувств художника от нашего панибратства.

И в другом его известном произведении  фреске «Тайная вечеря» на стене миланского монастыря Санта Мария делле Грацие тоже виден мотив отделённости осознавшего свой путь Христа.

Ученики горячо спорят, некоторые отшатнулись от него. Сам же Спаситель спокойно и отрешенно сидит в центре, и словно две невидимые руки «вынимают» его из шумного застолья и поднимают вверх над уровнем людей. Ещё не свершившееся стало неизбежным. Уместно вспомнить афоризм Леонардо из «Трактата о живописи» «Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину».

Этому своему правилу Леонардо следовал всю жизнь в неустанном изучении всего разнообразия нашего мира, в стремлении добиться «превосходства над совершенством»…

Умер он в 1519 г. в замке возле Амбруаза во Франции при короле Франциске I. К сожалению, место его погребения неизвестно.

Н.Святкина


Комментарии:

Добавить комментарий