И.И. Шишкин (1832-1898 гг.)

Иван Иванович Шишкин, пожалуй, самый знаменитый русский художник – пейзажист. Лесным богатырем, лесным царем, мастером валёра называли И. И. Шишкина. Статный, сильный (одной рукой поднимал гирю весом 10 пудов), с правильными чертами лица, синими глазами и темными кудрявыми волосами он излучал силу и добродушие, за всю жизнь не произнес грубого слова, не возвысил голоса, миролюбивый, по его же выражению, мог стать горячим лишь в случае крайней необходимости. Через всю жизнь пронес художник любовь к родной природе, воспевая ее величие и красоту в своих полотнах. При всей детализации, в которой его часто упрекали, его картины сохраняют целостный образ. И. И. Шишкин много размышлял над творческими задачами художника. Рассматривая даже малую частицу, будь то травинка или цветочек, как отражение единого целого, он приближает нас к природе, к осознанию ее красоты и совершенства. Поэтому малое никогда не теряется в его картинах. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветочком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд дальше, и он теряется среди безбрежных просторов.

Много испытаний и трудностей выпало на долю художника. Шишкин родился в Елабуге в семье небогатого купца, человека разносторонних интересов, имевшего большую библиотеку и увлекавшегося искусством, химией и археологией. С детства Ваня мечтал стать художником. Из близких лишь отец поддержал желание сына. Только в 20 лет Шишкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился с 1852 по 1856 годы под руководством профессора А. Н. Мокрицкого, с которым у него сложились дружеские отношения, продолжавшиеся до самой смерти учителя. В 1856-1866 году Шишкин продолжает свое образование в Петербуржской Академии Художеств у пейзажиста профессора Воробьева. Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Он интересуется техниками печати, литографией, офортом.

Получив большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко», Шишкин три года проводит за границей как пенсионер Академии Художеств. Он работает главным образом в Германии и Швейцарии. Посещает Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. Разочаровавшись в своих нынешних наставниках и былых авторитетах Шишкин стремится вернуться на родину, страстно мечтая увидеть родной лес. Он чувствует себя уверенно, ему есть, что сказать, и он твердо знает, как это сделать. Перед отъездом из Дюсельдорфа Шишкин устраивает выставку своих рисунков пером. Выставка вызывает бурю восторга, и долго потом здесь сохраняются легенды о невероятном русском мастере, а торговцы хранят у себя его рисунки как святыни — продавая их , Шишкин зарабатывал себе на жизнь.

В 1865 г. Шишкин обосновался в Петербурге, где сближается с артелью художников, которую организовал Крамской, потом становится одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Дважды Шишкин женился по любви и дважды смерть уносила любимых им женщин, тяжелая болезнь уносила его сыновей. Но горе не сломило художника. Именно в эти тяжелые годы были созданы знаменитые, эпически «звучащие» произведения, ставшие символом России — « Лесные дали», «Рожь», «Среди равнины ровныя».

Больше всего художник любил изображать природу в ясную солнечную погоду. Гимном солнечному свету « звучат» его произведения — перед взором зрителя предстают необъятные просторы, золотящиеся нивы, могучие дубравы, полные жизни и света.

Во второй половине 1880 года живопись Шишкина несколько меняется (но не кардинально): он больше внимания стал уделять общему атмосферному состоянию, объединяющему предметы в свето-воздушной среде, сохраняя при этом ясность и целостность видения предметной формы: « Сосны, освещенные солнцем», «Дубы», «Дождь в дубовом лесу».

В 1891 г. в Академии Художеств состоялась персональная выставка Шишкина. В 1894 г. вышел альбом « 60 офортов Шишкина». В этой технике он тогда не знал себе равных. Какой-то период он преподавал в Академии Художеств. В процессе обучения и в своей работе для лучшего понимания природных форм Шишкин использовал фотографию.

За 5 лет до смерти художника «Петербургская газета» разослала анкеты выдающимся деятелям культуры, в их числе был и Шишкин. Одним из вопросов был следующий: «Как бы вы хотели умереть». «Легко, мгновенно и безболезненно» – ответил художник. И это его желание исполнилось. Утром 8 марта 1898 года Шишкин, как обычно, писал в своей мастерской очередной пейзаж. Вдруг его ученик заметил, что кисть выпала из руки учителя, и сам он сполз со стула. Так ушел из жизни знаменитый пейзажист, замечательный, добрейшей души человек, своим творчеством прославлявший родную природу. Последняя работа художника – картина «Корабельная роща».


Комментарии:

Добавить комментарий