Передвижные

В КВЦ «Радуга» открылись выставки: «Северные иконы», «Храмы Севера России», «Святослав Рерих», «Н.К. Рерих», «Билибин И.Я.», «Русский пейзаж».

Северные иконы

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах.

Икона соединяет в себе два начала: с одной стороны, она – произведение церковного искусства, а с другой – святыня, окно в горний мир. Иконописец обычно не подписывал икон своим именем, ибо служил не себе и своему авторскому тщеславию, а Богу. Он готовил себя к написанию иконы длительным постом, покаянием и молитвой.

Иконы пишутся по определенным канонам (правилам). Важная особенность – обратная перспектива изображения. Суть обратной перспективы в том, что точка схождения линий находится не за горизонтом, а перед иконой, примерно в том месте, где мы стоим. Тем самым пространство развертывается по направлению к нам. Снижается преграда между земным и небесным, и молящийся человек как бы втянут в неземное, потустороннее пространство.

Русские люди рассматривали иконопись как самое совершенное из искусств. К иконе относились с глубочайшим уважением. Икона была окружена ореолом огромного нравственного авторитета, она являлась носителем высоких этических целей.

Храмы Севера России
Храмы Севера России
Святослав Рерих

Имя Святослава Николаевича Рериха пользуется глубоким уважением в России как имя, составляющее в ряду других имен мировую славу русской культуры.

С.Н.Рерих "Индия"Кисть Святослава Рериха всегда звучит взволнованно и искренне. «Там, где слова идут от сердца, нашего внутреннего существа, где мы полностью воплощаем наши эмоции и мысли, наше сообщение будет иметь наибольшую силу, наибольшую убедительность; другими словами, оно будет самой истиной»,- пишет он об искусстве вообще, но эти слова применимы и к самому автору.Святослав Рерих глубоко убежден в том, что живопись должна быть живым носителем эмоций и мыслей художника, создавшего полотно, зеркалом его души и одновременно передавать «душу» изображаемых вещей. Он часто приводил высказывание Рембрандта о том, что, печалясь и горюя над полотном, он передает свои эмоции через картину тому, кто ее увидит. Настоящий художник должен обладать силой, способной, по убеждению Святослава Николаевича, «поднять у зрителя внезапную волну эмоций и мыслей, наполнить всё существо человека новыми образами, идеями, опытом и вдохновением».

С.Н. Рерих "Канченджанга"Первое, что поражает каждого при знакомстве с живописью Святослава Рериха, — необыкновенная светоносность красок, культ цвета. Необычность цветовой гаммы его работ продиктована не только яркостью индийской природы. Таково восприятие им жизни вообще. В его картинах мы наблюдаем огромный цветовой диапазон – от нежнейших нюансов до сопоставлений больших плоскостей контрастных цветов, создающих вместе образ совершенно определенный – трагический или мажорный, выражающий бесконечную изменчивость мира или покой, разлитый в нем. Цвет в произведениях Святослава Рериха создает не только определенный эмоциональный настрой, но и вызывает радость открытия удивительных редких сочетаний, которые может увидеть в природе только острый глаз художника.

Высокое мастерство Святослава Рериха открывает ему неограниченные возможности для выражения идей, чувств, мыслей. Творческий диапазон его необычайно широк: портрет, пейзаж, живопись жанровая, философско – эпическая. Во всех жанрах художник затрагивает принципиальные проблемы общего характера, что создает в целом определенную направленность, которую можно было бы определить как «Мир и Человек».

Николай Константинович Рерих (1874 – 1947)

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих – человек интересной биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире, как русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель. Непревзойденный мастер гор.

Н.К. Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявилась его редкая одаренность и широта интересов. Он увлекался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал.

Занимался рисованием у М.О. Микешина(1881-1893). Учился на юридическом факультете Петербургского университета (1893-1898) и в Академии художеств (1893-1897) у А.И. Куинджи, в студии Фернана Кормона в Париже (1900-1901). Академик живописи с 1909 года.

Рерихом создано свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. В качестве театрального художника он участвовал в знаменитых Дягилевских «Русских сезонах» в Париже. Рерих занимался и литературным творчеством, писал стихи, сказки, притчи. Многие из них представляют собой как бы литературную параллель его живописным полотнам.
Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.

Сорок два года Николай Константинович прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрения художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу, — Гималайский институт научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, в Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха.

Николай Константинович ушел из жизни 13 декабря 1947 года, работая над новым вариантом картины «Приказ Учителя».

Рерих Н К_3

Посмотреть прошедшие выставки >>


Комментарии:

Добавить комментарий